четверг, 6 сентября 2012 г.

Предупреждение переутомления детей дошкольного возраста


Предупреждение переутомления детей дошкольного возраста

В воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо следить за тем, чтобы они не переутомлялись.
Состояние переутомления у детей существенно отличается от такового у взрослых людей. У ребенка первого года жизни повышенная активность во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по коре боль­ших полушарий и некоторым другим отделам головного мозга.
В результате малыш засыпает, прежде чем в его организме успевают появиться изменения, которые характеризуют утомление. Од­нако и в этом возрасте возможно переутомление, если взрослые активно заставляют малыша бодрствовать длительнее, чем это до­пустимо, не выдерживают режима, соответствующего возрасту (например, укорачивают дневной сон); ребенок становится каприз­ным, раздражительным, у него снижается аппетит, он хуже спит и т. д.
На втором и третьем году жизни утомление уже может раз­виваться более отчетливо, хотя ребенок не может правильно оценить чувство усталости и свою потребность в отдыхе. Однако в пове­дении его наступают закономерные изменения, возникающие в ре­зультате утомления. Например, появляются ранее не наблюдаемые ошибки в ответах на вопросы; изменяется координация мелких дви­жений; снижается концентрация внимания — малыш отвлекается от того, чем он занимался, уменьшаются периоды непрерывной актив­ности; реакции становятся более примитивными, ребенок начинает беспричинно плакать, отрицательно реагирует на обращенные к нему просьбы взрослого.
Дети 3—6 лет могут больше времени находиться в активном, бод­ром состоянии. Утомление в этом возрасте проявляется главным образом в рассеивании внимания, падении интереса к работе, отказе от нее.
Явления, характеризующие утомление маленького ребенка,— отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы, называемое нарушением оптимальной возбудимости кор­ковых отделов мозга, При этом психические процессы протекают не­достаточно активно, возникающее разлитое -возбуждение в коре пре­пятствует формированию новых условных связей. При частых нару­шениях состояния оптимальной возбудимости у ребенка может раз­виться негативное отношение к окружающему, формироваться аг­рессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длитель­ное переутомление может привести к формированию неврозов.
Для обеспечения нормального психического развития профилак­тика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответст­вующие возрасту, и определяют то время, в течение которого ребе­нок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет своевременно предоставлен отдых, или во время бодрствования сме­на видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хрониче­ского утомления не возникает. Например, если трехлетнему малышу во время бодрствования только читать книги или разрешать смот­реть телевизионные передачи больше положенного времени, то у не­го наступит состояние переутомления, которое, безусловна, тотчас отразится на поведении малыша. Если же чередовать психическое напряжение с активными физическими занятиями, то наступит к концу бодрствования физиологическое утомление, и малыш будет в положенное время глубоко и спокойно спать. . .
Для профилактики переутомления очень важно разумно организовать вечернее время бодрствования детей, когда несколько сниже­на работоспособность и выносливость нервных клеток. В это время исключить шумные игры, возбуждающие ребенка, проследить, чтобы он не сидел у телевизора после просмотра детской передачи «Спо­койной ночи, малыши». Лучше немного поиграть с ребенком, а за­тем спокойно подвести его к тому, что. надо ложиться спать.
Правильная организация жизни ребенка с учетом особенностей его высшей нервной деятельности предупреждает и состояние хро­нического утомления. Оно возникает, когда ребенок длительно находится в состоянии утомления, которое не компенсируется своевременным отдыхом, например, когда в течение длительного време­ни не обеспечивается достаточно длительный и качественный соня ограничивается двигательная активность, когда бодрствование ор­ганизуется однообразно или оно чрезмерно насыщено информацией, не соответствующей возрасту ребенка.
Таким образом, профилактика переутомления у детей заключа­ется прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления их здоровья.

Комментариев нет: